О драматургии
Crous:
Законы драматического произведения или что лучше НЕ писать в рецензиях
Хочу немного поговорить о законах драматических произведений, поскольку не раз заходил разговор. Поговорим об общих (для разных видов искусства) законах драматургии.
Итак…
Развитие драматического произведения
Временное произведение искусства, как правило, имеет некоторую протяжённость, и внутреннюю композицию, структурирующую её во времени. Как правило, структура любого драматического произведения трёхступенчата.
1 – Завязка (экспозиция). Первая фаза произведения, в которой нас знакомят с главными героями и конфликтом. Конфликт, надо сказать, может быть каким угодно: физическим, психологическим и т.д. и т.п. и реализовываться как через конкретных людей (отрицательных персонажей), так и через некое противоречие (например, конфликт меж чувством и долгом).
2. – Развитие (разработка). Развитие конфликта и доведение его до точки, именуемой «кульминация».
3. Разрешение конфликта. Спад напряжения, и исчерпание конфликта (либо переход его в новую фазу).
В произведении может присутствовать послесловие (кода). Несколько слов о жизни персонажей после исчерпания конфликта.
Любое произведение в той или иной форме отражает эту структуру (даже если перед нами монодрама).
Идея произведения
Любое произведение имеет некую идею (генеральную мысль автора), которой подчинена его структура. Действующие герои должны, вступая в конфликты или согласие развивать идею автора, и утверждать её.
Да не смутит вас некий морализаторский оттенок слова «идея». Они могут быть совершенно различными, и разрушительными, и гедонистическими, и позитивными и негативными…
Кроме всего прочего, сложное произведение может иметь несколько генеральных идей (и дюжину подчинённых ей мыслей).
Развитие образа
Развитие любого образа так же подчинено общему закону композиции.
Поскольку сейчас вся больше мы сталкиваемся со сложными произведениями, как правило, образ ценится тогда, когда показан и освещён разносторонне, в положительном герое имеются отрицательные черты и наоборот.
Однако, если автор произведения имеет задумку, связанную с течением символизма, он вправе пренебречь этим законом, и создать образ-символ, лишённый противоречий.
Всё зависит от замысла и идеи произведения.
Ну вот.
А теперь о фразах, которые не стоит (имхо) употреблять
1) «Образ не раскрыт до конца». Боги мои, какая спорная фраза!
Что такое раскрытие образа? Как было написано выше, это показ разных сторон жизни героя. А если задумка автора символическая? А если для идеи автора, этот персонаж не должен иметь противоречий? Короче говоря, эта фраза (имхо) должна звучать (если вообще должна) только в конце вашей рецензии, после слов: «… и, поскольку, как мне кажется, главная мысль произведения такова (…), автор упустил возможность ещё раз подчеркнуть свою мысль, не показав противоречивости в данном персонаже».
2) «Конец слит». Гм? Думаю, это может означать: а) «мне конец не понравился/моих любимых героев убили/просто жалко, что столько времени на эту вещь потратил» б) композиция произведения не сбалансирована (развитие по масштабу/силе воздействия/напряжению перевешивает разрешение/коду) в) «я не понял идею/она показалась мне глупой». В любом случае, своё мнении стоит аргументировать.
3) «Этот технический приём некорректно использован» (в аниме рецензиях подобная фраза обычно относится к 3D). А доказать?
4) «В этом произведении нет идеи» (это я так люблю писать). Глупости. Она там есть. Просто она а) непонятна в силу несовершенства воспринимающего, б) банальна, в) совершенно не ясна в силу неспособности автора её как следует выразить с помощью имеющихся у него средств.
5) «Эта вещь для детей». Гм. Во-первых, просто та изложения ещё не всегда свидетельство вещи для детей. Во-вторых, даже если это вещь для детей, очень часто она может принести взрослому (зрелому) уму очень многое…
aru:
из темы "Монад":
Цитата: Dee от 24 Марта 2009, 09:35:21
Кстати, в начале серии "ангельская доля" Винс находит рядом с собой пистолет, когда просыпается. Откуда пистолет? Казкис положил? Зачем?
интересно, чеховское "Если в первом акте на стене висит ружье, то в третьем акте оно должно выстрелить" относится ТОЛЬКО к театру, или же это общее правило драматургии.
Crous:
aru, да, есть такой момент. :)
Закон оправданного использования выразительных средств. Если используется приём (предмет, действие), который привлекает внимание зрителя, он должен быть оправдан и обыгран.
aru:
но это - театр, который вынужденно скуп на время и антураж. А какие ограничения у аниме-сериала?
А ведь в жизни "нестреляющие ружья" - это 99.99%. Почему бы не приблизить искусство к реальности?
Crous:
Цитата: aru от 06 Апреля 2009, 19:40:49
Почему бы не приблизить искусство к реальности?
...И получится соц реализм. :lol:
Не приближай искусство к реальности, и будет тебе счастье. :)
Цитата: aru от 06 Апреля 2009, 19:40:49
но это - театр, который вынужденно скуп на время и антураж. А какие ограничения у аниме-сериала?
Театр не скуп. Просто театральный спектакль имеет свои законы построения, фильм - другие, аниме - третьи. Но все они имеют общие корни, основы, по которым создаются произведения данных жанров.
Навигация