Ergo Proxy и теория архетипов

(1/4) > >>

Lanc:
Начнем с небольшого введения, в котором проясним понятие архетипа, что совершенно необходимо для дальнейшего понимания анализа. Сразу оговорюсь – все нижеизложенное конспективно и очень упрощенно излагает теорию Юнга, знающим людям просьба не плеваться и вообще пропустить эту часть.
 
Итак, начнем с "расстановки сил".
Главный герой в образе Ло - сознательное "Я", пытающееся рационально разобраться во всей кутерьме событий. В начале сериала он как пешка, которую гонят непреодолимые силы: Ergo Proxy, в образе которого Ло поистине страшен, Рил, командующая им как подчиненным, даже Пино тащит его за собой прочь из Ромдо. И все-таки Ло обладает мужеством и решительностью взглянуть в глаза своей судьбе и постараться изменить ее. Даже в образе  Ergo Proxy он сохраняет часть себя (иначе Рил не пережила бы той самой первой встречи с Ergo Proxy).
Рил - Анима. Как и полагается Ло и Рил представляют собой практически полные противоположности не только в смысле пола, но и характера, их отношения сложны и запутаны. Ло одновременно тянется к Рил и боится ее (собственно это классические отношения Я и Анимы). Соответственно Рил испытывает подобные же чувства. Процесс взаимодействия Ло и Рил приводит к тому, что их отношения эволюционируют от любопытства, страха, раздражения к чувству, которое можно назвать если не любовью, то уж единением точно. Особенно показательны в этом плане последние серии, где в одной личности совмещаются уже не Ло и Ergo Proxy. а Ло и Рил.
Пино - архетип Ребенка. Что можно сказать, "все мы родом из детства", однако архетип Ребенок несколько отличается от реальных детей. Так, в частности, иногда Пино ведет себя весьма мудро, и в понимании происходящего превосходит и Ло и Рил (как например в серии с двойниками). Поскольку ахетип «дитя», означает еще и новое рождение, то присутствие Пино рядом с Ло дополняет и уравновешивает Ergo Proxy как посланника смерти. Об архетипическом происхождении образа Пино говорит и то, что она является автолейвом, зараженным когито, поскольку это метафора пробуждения индивидуального сознания и осознания своего «raison d'etre» (или скорее не осознания, а выбора, что недоступно автолейвам).
Главный герой в образе Ergo Proxy - Тень. Тень это все темное, негативное, отрицаемое сознанием. Именно это отрицание мы и видим на протяжении первой половины сериала. Здесь показательным является использование маски - герой не хочет узнавать в Ergo Proxy самого себя.  Ergo Proxy несет смерть и разрушение, но основная его цель — подчинить себе «Я», чтобы обрести свободу. Перед Ло стоит сложная задача (как и перед каждым человеком) — необходимо воспользоваться силой Тени, но сохранить свою личность. свое сознание и свободу.
«Мудрый старик» - на эту роль напрашивается хозяин библиотеки. Его сила — в знании, но напрямую собщить Ло это знание он не может, его язык метафор и образов недоступен сознанию напрямую, нуждается в расшифровке. В пределах своей библиотеки он властен даже над Тенью, но Ло понимает — остаться в этой библиотеке означает изолировать себя от реальности и заниматься бесконечным чтением книг о самом себе.
«Мать» - я не смог обнаружить персонаж, который бы являлся персонификацией данного архетипа.
Теперь собственно смысл происходящего: главный герой пытается обрести целостность, сформировать конструктивные отношения с коллективным бессознательным, которое представлено архетипами. Не зря одна из ключевых фраз сериала: "Разделенное должно стать единым". С этой целью он отправляется в путешествие, которое может символизировать путешествие внутрь самого себя. Таким образом, все, что мы видим в процессе этого путешествия — символ внутренних душевных событий. Происходящее вовне одновременно является происходящим внутри одной личности, личности, которой Ло становится только в конце и в ходе всего аниме решается вопрос — какой будет эта личность? Поворотным моментом путешествия становится достижение его конечной точки — Москвы. По мысли Ло здесь должна находиться его память — точнее то, что вытеснено из памяти, его индивидуальное бессознательное, которое поможет ему обрести целостность и понять себя и мир. Но ожидания Ло не оправдываются — найдя свое бессознательное, он не может его расшифровать, поскольку язык бессознательного не доступен сознанию. чужд логике. Так, спустившись в глубины своей психики, Ло не находит там ответа и возвращается обратно — к людям, к миру. Но смысл любого мистического и мифологического путешествия не в найденном сокровище, а в самом путешествии. Именно в процессе непосредственного взаимодействия с архетипическими структурами своего сознания Ло обретает то, зачем он охотился — единство себя как личности, осознающей свое предназначение, свои возможности, свою свободу. Последние серии, в которых реальность то и дело оказывается галлюцинацией, показывают - Ло как «Я» находится на грани безумия, рискуя так и не разотождествиться с Рил или быть порабощенным Тенью. И все-таки Ло удается сохранить контроль над собой и ситуацией — он становится новой личностью (точнее Ло, Ergo Proxy, Пино и Рил составляют новую личность), но не попадает в рабство к архетипам и не скатывается в пучину безумия.
Логичным завершением истории является разрушение Ромдо - прежнего мира Ло, полного условностей и запретов, которые более не властны над героем. Ло обретает истинную свободу — свободу выбирать свой путь и свой  raison d'etre.

PS Основным упущением данной интерпретации является неполное раскрытие образа Рил, поскольку ее роль в сериале простирается далеко за границы очерченного мной круга и она является не только «анимой» Ло. Если постараться, то и для нее можно подобрать набор архетипов в выстроить ее взаимоотношения с ними: отец, Ло, Игги, Дедал и т.д.
PPS Данная интерпретация не претендует на истину в последней инстанции и не исключает другие трактовки.

BECK:
Интересно тут я понял обобщили образы главных героев...
Еще 1 интересный образ пропустил не менее важный: образ наблюдателя -
в ergo proxy его можно отнести к прокси первому...
это очень не простой образ он видит больше чем другие и напрвляет невидимой рукой...
В конце он помогает Ло поставить ставит точку в "выборе своего существования"
Собирусь с мыслями допишу немного...
Блин слова так ограничивают меня - вот прочитал и меня немного накатило
Спасибо за пополнение ресурса !!!

Crous:
Мне знакома теория архетипов, и, действительно, в аниме есть намёки на неё. Однако, зачем именно они сделаны здесь - мне не ясно. Чтобы натолкнуть нас на мысль, что всё происходящее - отражение метаний каждого из нас? Но это и так очевидно, нет нужды это доказывать (да ещё и таким мудрёным способом).
В общем, мне не очень ясно, зачем эти аналогии проведены...

BECK:
Придумали каки-то архетипы...Суть то в другом тут просто разобраны типы образов вот и все... 
Че мудрить? суть то одна...

Crous:
Цитата: BECK от 12 Июля 2008, 17:47:37

Придумали каки-то архетипы...Суть то в другом тут просто разобраны типы образов вот и все... 
Че мудрить? суть то одна...


Ну, если дело только в разборе персонажей, тогда могу сказать, что аналогии с архетипами Юнга невольно наталкивают на мысль, а почему именно эта теория? Почему, например, не рассмотреть аниме с позиции экзистенциализма, а всех героев - как этапы становления "человека бунтующего"? Аниме это позволяет...
Или, например, почему бы нам не использовать теорию сна Фрейда? Это тоже возможно...

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница