Ergo Proxy

Главная категория => Флейм => Тема начата: Crous от 04 Января 2009, 06:37:50



Название: О драматургии
Отправлено: Crous от 04 Января 2009, 06:37:50
Законы драматического произведения или что лучше НЕ писать в рецензиях

Хочу немного поговорить о законах драматических произведений, поскольку не раз заходил разговор. Поговорим об общих (для разных видов искусства) законах драматургии.
Итак…

Развитие драматического произведения
Временное произведение искусства, как правило, имеет некоторую протяжённость, и внутреннюю композицию, структурирующую её во времени. Как правило, структура любого драматического произведения трёхступенчата.

1 – Завязка (экспозиция). Первая фаза произведения, в которой нас знакомят с главными героями и конфликтом. Конфликт, надо сказать, может быть каким угодно: физическим, психологическим и т.д. и т.п. и реализовываться как через конкретных людей (отрицательных персонажей), так и через некое противоречие (например, конфликт меж чувством и долгом).
2. – Развитие (разработка). Развитие конфликта и доведение его до точки, именуемой «кульминация».
3. Разрешение конфликта. Спад напряжения, и исчерпание конфликта (либо переход его в новую фазу). 

В произведении может присутствовать послесловие (кода). Несколько слов о жизни персонажей после исчерпания конфликта. 

Любое произведение в той или иной форме отражает эту структуру (даже если перед нами монодрама).

Идея произведения
Любое произведение имеет некую идею (генеральную мысль автора), которой подчинена его структура. Действующие герои должны, вступая в конфликты или согласие развивать идею автора, и утверждать её.

Да не смутит вас некий морализаторский оттенок слова «идея». Они могут быть совершенно различными, и разрушительными, и гедонистическими, и позитивными и негативными…

Кроме всего прочего, сложное произведение может иметь несколько генеральных идей (и дюжину подчинённых ей мыслей). 

Развитие образа
Развитие любого образа так же подчинено общему закону композиции.
Поскольку сейчас вся больше мы сталкиваемся со сложными произведениями, как правило, образ ценится тогда, когда показан и освещён разносторонне, в положительном герое имеются отрицательные черты и наоборот.

Однако, если автор произведения имеет задумку, связанную с течением символизма, он вправе пренебречь этим законом, и создать образ-символ, лишённый противоречий.
Всё зависит от замысла и идеи произведения.

Ну вот.

А теперь о фразах, которые не стоит (имхо) употреблять

1)   «Образ не раскрыт до конца». Боги мои, какая спорная фраза!
Что такое раскрытие образа? Как было написано выше, это показ разных сторон жизни героя. А если задумка автора символическая? А если для идеи автора, этот персонаж не должен иметь противоречий? Короче говоря, эта фраза (имхо) должна звучать (если вообще должна) только в конце вашей рецензии, после слов: «… и, поскольку, как мне кажется, главная мысль произведения такова (…), автор упустил возможность ещё раз подчеркнуть свою мысль, не показав противоречивости в данном персонаже».

2)   «Конец слит». Гм? Думаю, это может означать: а) «мне конец не понравился/моих любимых героев убили/просто жалко, что столько времени на эту вещь потратил» б) композиция произведения не сбалансирована (развитие по масштабу/силе воздействия/напряжению перевешивает разрешение/коду) в) «я не понял идею/она показалась мне глупой». В любом случае, своё мнении стоит аргументировать.

3)   «Этот технический приём некорректно использован» (в аниме рецензиях подобная фраза обычно относится к 3D). А доказать? 

4)   «В этом произведении нет идеи» (это я так люблю писать). Глупости. Она там есть. Просто она а) непонятна в силу несовершенства воспринимающего, б) банальна, в) совершенно не ясна в силу неспособности автора её как следует выразить с помощью имеющихся у него средств.

5)   «Эта вещь для детей». Гм. Во-первых, просто та изложения ещё не всегда свидетельство вещи для детей. Во-вторых, даже если это вещь для детей, очень часто она может принести взрослому (зрелому) уму очень многое…


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 05 Апреля 2009, 20:56:43
из темы "Монад":

Кстати, в начале серии "ангельская доля" Винс находит рядом с собой пистолет, когда просыпается. Откуда пистолет? Казкис положил? Зачем?

интересно, чеховское "Если в первом акте на стене висит ружье, то в третьем акте оно должно выстрелить" относится ТОЛЬКО к театру, или же это общее правило драматургии.


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 06 Апреля 2009, 06:21:54
aru, да, есть такой момент. :)
Закон оправданного использования выразительных средств. Если используется приём (предмет, действие), который привлекает внимание зрителя, он должен быть оправдан и обыгран.


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 06 Апреля 2009, 19:40:49
но это - театр, который вынужденно скуп на время и антураж. А какие ограничения у аниме-сериала?

А ведь в жизни "нестреляющие ружья" - это 99.99%. Почему бы не приблизить искусство к реальности?


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 06 Апреля 2009, 20:26:45

Почему бы не приблизить искусство к реальности?

...И получится соц реализм. :lol:
Не приближай искусство к реальности, и будет тебе счастье. :)

но это - театр, который вынужденно скуп на время и антураж. А какие ограничения у аниме-сериала?

Театр не скуп. Просто театральный спектакль имеет свои законы построения, фильм - другие, аниме - третьи. Но все они имеют общие корни, основы, по которым создаются произведения данных жанров.


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 06 Апреля 2009, 21:23:44
театр физически более ограничен (именно "законами построения"), чем кинематограф - это я имел в виду.

Не приближай искусство к реальности, и будет тебе счастье.
я хотел сказать, что если ружьё не выстрелит, то искушённый зритель будет спрашивать себя, почему оно не выстрелило, что это символизирует, "каков подтекст";  ружьё не будет выходить у него из головы, как у меня пистолет Винса;  критика будет соревноваться в версиях, - и в результате невыстрел окажется громче неслучившегося выстрела.


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 07 Апреля 2009, 09:03:22

театр физически более ограничен (именно "законами построения"), чем кинематограф - это я имел в виду.

На самом деле, я не думаю. что это так. Потому что ограничения присущи любому виду искусства, и спорить, какое из них технически более подвижное просто не имеет смысла. Театр ограничен в одном, аниме в другом, кинов третьем. Без ограничений и принятия ряда условностей никакое искусство невозможно.

я хотел сказать, что если ружьё не выстрелит, то искушённый зритель будет спрашивать себя, почему оно не выстрелило, что это символизирует, "каков подтекст";  ружьё не будет выходить у него из головы, как у меня пистолет Винса;  критика будет соревноваться в версиях, - и в результате невыстрел окажется громче неслучившегося выстрела.

Ты знаешь, в искусстве так часто бывает: искушённые зрители только и дело спрашивают себя (и других), почему это так? А почему это эдак? На самом деле, как ни поставь (ни нарисуй, ни сочини), вопросы всё равно будут. И это есть хорошо. :)


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 07 Апреля 2009, 19:44:11
Изначально я имел в виду сопоставить драматургию (в т.ч. - ЭП) и жизнь (гл. образом свою).

в искусстве так часто бывает: искушённые зрители только и дело спрашивают себя (и других), почему это так? А почему это эдак?

Был такой советский мультик. Мелкие зверушки собрались у Волшебного Камня, на котором начертаны Таинственные Письмена, пытаются "проникнуть в суть". На самом деле это - персиковая косточка (так мультик и называется) с красивым узором.

(Уже год, как этот мультик - про меня. Может, цепь событий моей жизни - не "код да Винчи", а "узор на персиковой косточке", и никакая это не цепь, а хаос пятен.)

Кажется, plot - и заговор, и фабула. Драматургия (с её специально повешенным ружьём) - "экстериоризация" паранойи, интерпретационного бреда, когда ничто не случайно, всё связано и имеет значение. А жизнь - бессмысленный кисель, безо всякого raison d'être.


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 07 Апреля 2009, 20:06:33

сопоставить драматургию (в т.ч. - ЭП) и жизнь (гл. образом свою)

Не сопоставляй, ибо сравнение будет явно не в пользу жизни. В произведении искусства всегда чувствуется воля автора, смысл, в котором живёт и дышит красота. В жизни... а в жизни всяко бывает...


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 07 Апреля 2009, 21:46:00
Не сопоставляй
да это не я, а твой Шекспир :)
Я подхожу "потребительски" (сейчас): наблюдаю за своими догадками об ЭП ("ряд волшебных изменений") и воображаю насколько верно моё "понимание жизни". Смешно даже.

В произведении искусства всегда чувствуется воля автора, смысл, в котором живёт и дышит красота. В жизни... а в жизни всяко бывает...
а кто у нас проте Ой! Я нечаянно, прошу простить мою неделикатность! :)

("Мужайся, сердце, до конца: И нет в творении творца! И смысла нет в мольбе!")


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 08 Апреля 2009, 06:51:29
да это не я, а твой Шекспир

Он использовал это сравнение в другом смысле. Для него кратковременность театральной постановки стала символом мимолётности жизни.

Ой! Я нечаянно, прошу простить мою неделикатность!

Одно не исключает другое, а моя религиозность не мешает моей позиции учёного... Так же как чисто человечески, я могу испытывать смешенные чувства... и даже неуверенность. 

и воображаю насколько верно моё "понимание жизни".

В искусстве "правильность" моего понимания меня всегда очень беспокоила.

Мне встречались режиссёры, которые долго рассказывали, как "правильно" их нужно понимать, а на завтра рассказывали совершенно противоположное. Р. Барт сказал, что "автор мёртв", значит правильной точки отсчёта нет... Барта я уважаю, но принять его слова так просто не могу.

Думаю, что "обрезать ниточку уж наверное может тот, кто подвесил" (цитата по памяти). Во мне живёт глухое убеждение, что автор ЗНАЕТ как понимать произведение. Но не скажет. Никогда и никому...

С жизнью в этом смысле проще. Почитал книгу догм и предложений, и всё ясно... :)


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 08 Апреля 2009, 18:58:44
Он использовал это сравнение в другом смысле. Для него кратковременность театральной постановки стала символом мимолётности жизни.
наверное. "Семь действий в пьесе той. Сперва младенец..." Кстати, сравни с "Эдипом" ("кто утром на четырёх...", только тут не 7, а 3).

неуверенность
да.
Вот это: "All the world’s a stage, And all the men and women merely players".
Даже и помимо Шекспира, театр рождает вопросы о существовании "закулисья": автора пьесы, режиссёра, директора тевтра, декоратора, суфлёров - т.е. "прокси".

С жизнью в этом смысле проще. Почитал книгу догм и предложений, и всё ясно...
хорошо тебе :)


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 08 Апреля 2009, 19:45:01

режиссёра

О, режиссёр - это отдельный и большой разговор. В создании театрального произведения эта фигура играет важную роль, едва ли не более важную, нежели драматург...

хорошо тебе

Может быть. :)


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 08 Апреля 2009, 20:37:16
Прокси-1 как режиссёр, обидевшийся на драматурга


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Lestat от 09 Апреля 2009, 01:33:37
закулисье... как его только не представляли, а по сути... нет там закулисья, давно оно уже брошено на самотек, есть только актеры, что играют невпопад.... *как постапокалиптично (ухмыляясь смороженной мути)*

кстати в ЭП это очень хорошо показали, ведь есть понятие замысла а есть импровизация


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 09 Апреля 2009, 06:02:41

кстати в ЭП это очень хорошо показали, ведь есть понятие замысла а есть импровизация

В театре импровизации быть не может. Зрителям может казаться, что она есть, но её нет. Есть только замысел драматурга и/или режиссёра.


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Lestat от 09 Апреля 2009, 08:18:56
что же за театр вы посещаете ???? может и в музыке нет импровизации =))))
импровизация может  идти вразрез с замыслом может пересекать его или не уходить из темы заданной драматургом. теория хаоса как никак...
советую посетить театр импровизации  или сходить на хороший джаз бэнд, и понят ь что это такое когда замысел рождается по ходу исполнения


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 09 Апреля 2009, 09:54:32

что же за театр вы посещаете

Те же, что и вы. :)
Дело не в театре, а в знании того, что происходит за кулисами. Просто, по роду деятельности, мне приходилось общаться с театральным закулисьем. И мне отлично известно, что всё, что кажется публике импровизацией, как правило, умело придумано режиссёром. Для того он и существует, чтобы у зрителя возникало ощущение. что всё показаное ему создано для него, и создаётся играя на его глазах.

может и в музыке нет импровизации =))))

Смотря в какой музыке.
Если в классической - то нет. Существуют, конечно, отдельные части (например, в концерте), которые могут быть отданы под импровизацию, но, обычно, на написаную композиторим тему, и под указанное количество тактов.

импровизация может  идти вразрез с замыслом может пересекать его или не уходить из темы заданной драматургом. теория хаоса как никак...

Вы когда-нибудь общались с режиссёром какого-нибудь театра или композитором? Это очень любопытные дяди/тёти. Очень часто они считают (и, вобщем-то, не без основания), что актёру/исполнителю только дай свободу, и он мигом всё испортит, поэтому и стараются прописать и контролировать всё.

советую посетить театр импровизации  или сходить на хороший джаз бэнд, и понят ь что это такое когда замысел рождается по ходу исполнения

Я знаю, что это такое. Просто не очень люблю.


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 09 Апреля 2009, 19:02:03

нет там закулисья, давно оно уже брошено на самотек
(ага, значит, всё же есть)

кстати в ЭП это очень хорошо показали, ведь есть понятие замысла а есть импровизация
ВСЯ импровизация в ЭП - это Пино, Пино и Пино


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Lestat от 09 Апреля 2009, 23:01:28


Вы когда-нибудь общались с режиссёром какого-нибудь театра или композитором?
намного ближе чем вы могли бы себе это представить =Р просто это тоже относится к моей деятельности, я занимаюсь музыкой и прекрасно понимаю что такое импровизация, и что такое "задро..еный" исполнитель,
у него только ноты из под носа убери и все.. уже не знает что играл.
да если актер плохой то и свободу давать ему нельзя, как и плохому музыканту (вы не поверите но в консерватории и в оркестрах попадаются исполнители без слуха вообще, если интересно расскажу подробнее)


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 10 Апреля 2009, 06:23:18

Смотря в какой музыке.
Если в классической - то нет.
Горовиц - это не считается импровизацией?


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 10 Апреля 2009, 06:43:58
я занимаюсь музыкой и прекрасно понимаю что такое импровизация

Повторюсь: музыка бывает разной...

вы не поверите но в консерватории и в оркестрах попадаются исполнители без слуха вообще, если интересно расскажу подробнее

Мне не нужно рассказывать: моё первое образование - консерватория. :lol:
Всяко бывает, конечно...

Горовиц - это не считается импровизацией?

Как-то ты не так ставишь вопрос. :)
Горовиц - великий пианист... Что из того, что он исполнял, ты хочешь назвать импровизацией? Кстати, мне кажется, или это уже оффтоп?


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 10 Апреля 2009, 19:37:41
Горовиц - великий пианист... Что из того, что он исполнял, ты хочешь назвать импровизацией?
просто моё полузабытое впечатление. Когда он приезжал в Москву (как давно это было), была телетрансляция (очень длительная и, кажется, прямая). Шопен...
Впрочем, у меня нет ни музыкального образования, ни слуха, так, что не мне судить.

Кстати, мне кажется, или это уже оффтоп?
"Он говорил: «Я никогда не играю одинаково»"
"Горовиц - признанный оригинал, соавтор (или редактор) всех без исключения композиторов"

Если это так, то, пожалуй, в тему.


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 11 Апреля 2009, 06:34:59

"Он говорил: «Я никогда не играю одинаково»"
"Горовиц - признанный оригинал, соавтор (или редактор) всех без исключения композиторов"

Так говорят многие исполнители. Дело в том, что в музыке, действительно, можно играть по-разному, совершенно не меняя нотный текст. Тем более, Шопена. Речь идёт об акцентах внутри фраз, звукоизвлечении (которое у каждого своё) и т.д. и т.п. Это, скорее, интерпретация, нежели импровизация.


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 11 Апреля 2009, 07:31:44

интерпретация
и на этом спасибо, "лучик свободы"

а под "импровизацией" в театре понимается только текстовая отсебятина? Или актёр обязан и мимикой и жестами следовать указаниям режиссёра?


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 11 Апреля 2009, 08:50:54
а под "импровизацией" в театре понимается только текстовая отсебятина? Или актёр обязан и мимикой и жестами следовать указаниям режиссёра?

Под "импровизацией" в академическом театре вообще ничего не понимается. Просто такого понятия нет.

Текст прописан автором, и если актёр начнёт нести что попало, то не просто выйдет из текста, но и собьёт коллег. При ошибке в тексте, все актёры, находящиеся на сцене, стремятся помочь сбившемуся вновь встать на рельсы текста. Иначе спектаклю угрожает срыв.

Что касается перемещения и жестикуляции, то они, разумеется, тоже регламентируются режиссёром. Более того, перемещения и положения актёров на сцене (это называется "мизансцены") позволяют актёрам лучше запомнить текст. В результате сбоя мизансцен, текст может тоже "полететь".

Актёр полностью зависит от режессёра, поэтому очень важно, чтобы в театре был хороший режиссёр, который был бы настоящим художником... 

Да, предупрежу вопрос: что в таком случае может делать актёр, если хочет влиять на творческий процесс, а не просто быть исполнителем. Он может пойти на контакт с режиссёром.

Например, режиссёр Фёдор Михалович рассказал актёром свою концепцию спектакля. Всё всё поняли, стали репетировать. А актёр Серёжа репетицией недоволен. Приходит он к Фёдору Михайловичу, и говорит: "Я тут подумал... Фёдор Михайлович, мне кажется мой герой, Вася Пупкин, так не чувствует. Вы говорите, что он в этот момент смеялся, а я, понимаете ли, чувствую, что он плакал". Фёдор Михайлович задумался, ночь не спал, пришёл на репетицию, говорит: "Я тут подумал... давай, Серёжа, попробуем твою версию, посмотрим, как оно будет". Попробовали... а дальше дело режиссёра утвердить находку атёра, или нет.


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 11 Апреля 2009, 09:04:38
режиссёр Фёдор
"Я тут подумал... давай, Серёжа, попробуем твою версию, посмотрим, как оно будет". Попробовали... а дальше дело режиссёра утвердить находку атёра, или нет.
ага.
Это уже вариант "свободы".


Название: Re: О драматургии
Отправлено: Crous от 11 Апреля 2009, 10:37:15
Это уже вариант "свободы".

Да далась тебе эта свобода!  :)

Уверяю тебя, если спектакль тебе нравится, если в нём есть идея, а актёры играют хорошо, достойно отражая замысел режиссёра, то ты и не вспомнишь ни о какой свободе!

Может быть, у понравившейся тебе вещи был деспотичный режиссёр-постановщик, и, вместо того, чтобы прислушиваться к актёрам, говорил: "Молчите, и делайте, как я говорю".

Театр - это место, в котором цель оправдывает средства, и важнее мучительного пути - результат...


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 11 Апреля 2009, 10:58:35
в "Улыбке" зрители - люди, актёры - куклы, мечтающие стать зрителями ("как люди")

деспотичный режиссёр-постановщик
Наверное, так в хорошем театре.
В жизни - режиссёров много, команды противоречивы или неопределённы или заведомо невыполнимы.
Величайший театр и реальность "какая есть".
"Жизнь такова, какова она есть, и больше никакова", как говорят французы. :)

Театр - это место, в котором цель оправдывает средства, и важнее мучительного пути - результат...
Результат жизни - ...
Хорошо, если в смысле "13": "таинственной лестницы взлёт".


Название: Re: О драматургии
Отправлено: aru от 08 Мая 2010, 14:36:32
Вопрос театралам-шекспиролюбам. Правильно я вижу, что в "Планете шампуня" Винс на время принимает явно - даже гротескно - отеллоподобный вид?
Но тогда...