Ergo Proxy

Главная категория => База данных Ромдо => Тема начата: Lanc от 12 Июля 2008, 15:05:42



Название: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: Lanc от 12 Июля 2008, 15:05:42
Начнем с небольшого введения, в котором проясним понятие архетипа, что совершенно необходимо для дальнейшего понимания анализа. Сразу оговорюсь – все нижеизложенное конспективно и очень упрощенно излагает теорию Юнга, знающим людям просьба не плеваться и вообще пропустить эту часть.
 
Итак, начнем с "расстановки сил".
Главный герой в образе Ло - сознательное "Я", пытающееся рационально разобраться во всей кутерьме событий. В начале сериала он как пешка, которую гонят непреодолимые силы: Ergo Proxy, в образе которого Ло поистине страшен, Рил, командующая им как подчиненным, даже Пино тащит его за собой прочь из Ромдо. И все-таки Ло обладает мужеством и решительностью взглянуть в глаза своей судьбе и постараться изменить ее. Даже в образе  Ergo Proxy он сохраняет часть себя (иначе Рил не пережила бы той самой первой встречи с Ergo Proxy).
Рил - Анима. Как и полагается Ло и Рил представляют собой практически полные противоположности не только в смысле пола, но и характера, их отношения сложны и запутаны. Ло одновременно тянется к Рил и боится ее (собственно это классические отношения Я и Анимы). Соответственно Рил испытывает подобные же чувства. Процесс взаимодействия Ло и Рил приводит к тому, что их отношения эволюционируют от любопытства, страха, раздражения к чувству, которое можно назвать если не любовью, то уж единением точно. Особенно показательны в этом плане последние серии, где в одной личности совмещаются уже не Ло и Ergo Proxy. а Ло и Рил.
Пино - архетип Ребенка. Что можно сказать, "все мы родом из детства", однако архетип Ребенок несколько отличается от реальных детей. Так, в частности, иногда Пино ведет себя весьма мудро, и в понимании происходящего превосходит и Ло и Рил (как например в серии с двойниками). Поскольку ахетип «дитя», означает еще и новое рождение, то присутствие Пино рядом с Ло дополняет и уравновешивает Ergo Proxy как посланника смерти. Об архетипическом происхождении образа Пино говорит и то, что она является автолейвом, зараженным когито, поскольку это метафора пробуждения индивидуального сознания и осознания своего «raison d'etre» (или скорее не осознания, а выбора, что недоступно автолейвам).
Главный герой в образе Ergo Proxy - Тень. Тень это все темное, негативное, отрицаемое сознанием. Именно это отрицание мы и видим на протяжении первой половины сериала. Здесь показательным является использование маски - герой не хочет узнавать в Ergo Proxy самого себя.  Ergo Proxy несет смерть и разрушение, но основная его цель — подчинить себе «Я», чтобы обрести свободу. Перед Ло стоит сложная задача (как и перед каждым человеком) — необходимо воспользоваться силой Тени, но сохранить свою личность. свое сознание и свободу.
«Мудрый старик» - на эту роль напрашивается хозяин библиотеки. Его сила — в знании, но напрямую собщить Ло это знание он не может, его язык метафор и образов недоступен сознанию напрямую, нуждается в расшифровке. В пределах своей библиотеки он властен даже над Тенью, но Ло понимает — остаться в этой библиотеке означает изолировать себя от реальности и заниматься бесконечным чтением книг о самом себе.
«Мать» - я не смог обнаружить персонаж, который бы являлся персонификацией данного архетипа.
Теперь собственно смысл происходящего: главный герой пытается обрести целостность, сформировать конструктивные отношения с коллективным бессознательным, которое представлено архетипами. Не зря одна из ключевых фраз сериала: "Разделенное должно стать единым". С этой целью он отправляется в путешествие, которое может символизировать путешествие внутрь самого себя. Таким образом, все, что мы видим в процессе этого путешествия — символ внутренних душевных событий. Происходящее вовне одновременно является происходящим внутри одной личности, личности, которой Ло становится только в конце и в ходе всего аниме решается вопрос — какой будет эта личность? Поворотным моментом путешествия становится достижение его конечной точки — Москвы. По мысли Ло здесь должна находиться его память — точнее то, что вытеснено из памяти, его индивидуальное бессознательное, которое поможет ему обрести целостность и понять себя и мир. Но ожидания Ло не оправдываются — найдя свое бессознательное, он не может его расшифровать, поскольку язык бессознательного не доступен сознанию. чужд логике. Так, спустившись в глубины своей психики, Ло не находит там ответа и возвращается обратно — к людям, к миру. Но смысл любого мистического и мифологического путешествия не в найденном сокровище, а в самом путешествии. Именно в процессе непосредственного взаимодействия с архетипическими структурами своего сознания Ло обретает то, зачем он охотился — единство себя как личности, осознающей свое предназначение, свои возможности, свою свободу. Последние серии, в которых реальность то и дело оказывается галлюцинацией, показывают - Ло как «Я» находится на грани безумия, рискуя так и не разотождествиться с Рил или быть порабощенным Тенью. И все-таки Ло удается сохранить контроль над собой и ситуацией — он становится новой личностью (точнее Ло, Ergo Proxy, Пино и Рил составляют новую личность), но не попадает в рабство к архетипам и не скатывается в пучину безумия.
Логичным завершением истории является разрушение Ромдо - прежнего мира Ло, полного условностей и запретов, которые более не властны над героем. Ло обретает истинную свободу — свободу выбирать свой путь и свой  raison d'etre.

PS Основным упущением данной интерпретации является неполное раскрытие образа Рил, поскольку ее роль в сериале простирается далеко за границы очерченного мной круга и она является не только «анимой» Ло. Если постараться, то и для нее можно подобрать набор архетипов в выстроить ее взаимоотношения с ними: отец, Ло, Игги, Дедал и т.д.
PPS Данная интерпретация не претендует на истину в последней инстанции и не исключает другие трактовки.


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: BECK от 12 Июля 2008, 16:15:46
Интересно тут я понял обобщили образы главных героев...
Еще 1 интересный образ пропустил не менее важный: образ наблюдателя -
в ergo proxy его можно отнести к прокси первому...
это очень не простой образ он видит больше чем другие и напрвляет невидимой рукой...
В конце он помогает Ло поставить ставит точку в "выборе своего существования"
Собирусь с мыслями допишу немного...
Блин слова так ограничивают меня - вот прочитал и меня немного накатило
Спасибо за пополнение ресурса !!!


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: Crous от 12 Июля 2008, 17:28:28
Мне знакома теория архетипов, и, действительно, в аниме есть намёки на неё. Однако, зачем именно они сделаны здесь - мне не ясно. Чтобы натолкнуть нас на мысль, что всё происходящее - отражение метаний каждого из нас? Но это и так очевидно, нет нужды это доказывать (да ещё и таким мудрёным способом).
В общем, мне не очень ясно, зачем эти аналогии проведены...


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: BECK от 12 Июля 2008, 17:47:37
Придумали каки-то архетипы...Суть то в другом тут просто разобраны типы образов вот и все... 
Че мудрить? суть то одна...


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: Crous от 13 Июля 2008, 06:21:22
Придумали каки-то архетипы...Суть то в другом тут просто разобраны типы образов вот и все... 
Че мудрить? суть то одна...

Ну, если дело только в разборе персонажей, тогда могу сказать, что аналогии с архетипами Юнга невольно наталкивают на мысль, а почему именно эта теория? Почему, например, не рассмотреть аниме с позиции экзистенциализма, а всех героев - как этапы становления "человека бунтующего"? Аниме это позволяет...
Или, например, почему бы нам не использовать теорию сна Фрейда? Это тоже возможно...


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: Kawota от 15 Декабря 2008, 15:03:13
Здравствуйте все :).
Во всей истории Винсента я углядел этакую мистерию.
К тому, что было сказано, хочу добавить, что Прокси I, на мой взгляд, является прежним "Я", до исцеляющего путешествия Винсента. Таким образом, вернувшись в Ромдо, Винсент побеждает свое прошлое, как бы умирает для старого. Теперь это обновленная личность, готовая встретить будущее, а не прятаться от него.
То есть Винсент, по сути, является пробудившейся частью Первого.
Цитировать
Ну, если дело только в разборе персонажей, тогда могу сказать, что аналогии с архетипами Юнга невольно наталкивают на мысль, а почему именно эта теория? Почему, например, не рассмотреть аниме с позиции экзистенциализма, а всех героев - как этапы становления "человека бунтующего"? Аниме это позволяет...
Можно, почему нет. Просто это совершенно разные вещи.
Экзистенциализм - это философия, а архетипы - психоанализ. Теория Юнга лишь рассматривает устойчивые структуры психики, которые, будучи применены в искусстве, делают историю интуитивно понятной и легко усваиваемой.


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: Crous от 15 Декабря 2008, 16:09:20

К тому, что было сказано, хочу добавить, что Прокси I, на мой взгляд, является прежним "Я", до исцеляющего путешествия Винсента.

Прежним?
Разве не Прокси-1 отделил часть себя, которую и назвал "Винсентом"? Прокси-1 - своеобразное "супер Я", в котором заключены остальные его сущности.

Теория Юнга лишь рассматривает устойчивые структуры психики, которые, будучи применены в искусстве, делают историю интуитивно понятной и легко усваиваемой.

Это действительно так.

Эта теория применима для любого произведения, и, посему, не несёт какой-либо смысловой нагрузки в контексте именно этого, обсуждаемого нами, и совершенно конкретного аниме.

Впрочем, можно и порассуждать, если время позволяет...


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: Kawota от 15 Декабря 2008, 16:49:42
Прежним?
Разве не Прокси-1 отделил часть себя, которую и назвал "Винсентом"? Прокси-1 - своеобразное "супер Я", в котором заключены остальные его сущности.
Если я правильно помню, "Супер Эго" - это не вся личность в целом. Это та часть психики, которая содержит в себе наши правила поведения, устои, понимание "правильного" и "неправильного". "Супер Эго" вызывает чувство вины. Если брать архетипы, то очень походит на родственный ему "Отец". Можно рассматривать и так, в принципе.
Если же воспринимать Прокси I как цельную личность, тоже в принципе подходит. Однако не думаю, что Первый отделил от себя Винсента добровольно. Такое представление у меня возникло именно из-за того, что я все-таки упорно вижу связь этих самых архетипов с этим аниме.
Насколько я в свое время понял психоанализ, больная психика характеризуется отсутствием гармонии между своими составными элементами, в наличии между ними конфликта. Вот я и думаю, что Винсент оказался отделенным сам по себе.

Хотя, конечно, все это очень замудрено :)...


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: Crous от 15 Декабря 2008, 17:30:09

Можно рассматривать и так, в принципе.

По всякому рассматривать можно...

Однако не думаю, что Первый отделил от себя Винсента добровольно.

Не буду распространяться на эту тему. Это всё - домыслы, которые невозможно доказать.


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: alphyna от 26 Декабря 2008, 14:47:30

Разве не Прокси-1 отделил часть себя, которую и назвал "Винсентом"?
*занудно* нееет, это сделал ЭП ))


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: Crous от 26 Декабря 2008, 15:47:37

*занудно* нееет, это сделал ЭП

Это с чего это?
Прокси-1 существовал изначально, именно под этим порядковым номером (№1). После он выделил в себе Винсента, и началась история с географией...
Эрго Прокси - некое окончательное "проксическое" состояние Винсента.

Но в данной теме этот момент особого значения не имеет.


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: aru от 26 Декабря 2008, 20:31:09
Мне знакома теория архетипов, и, действительно, в аниме есть намёки на неё. Однако, зачем именно они сделаны здесь - мне не ясно. Чтобы натолкнуть нас на мысль, что всё происходящее - отражение метаний каждого из нас? Но это и так очевидно, нет нужды это доказывать (да ещё и таким мудрёным способом).
В общем, мне не очень ясно, зачем эти аналогии проведены...

Придумали каки-то архетипы...Суть то в другом тут просто разобраны типы образов вот и все... 
Че мудрить? суть то одна...

По наблюдениям Юнга сны современных людей содержат древнейшие мифологические мотивы, и бред параноиков сходен с древнейшими космогоническими и эсхатологическими идеями. Эти "обшие образы" и суть архетипы.


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: Crous от 26 Декабря 2008, 21:10:40
Никто не спорит.


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: aru от 26 Декабря 2008, 21:18:32
Или, например, почему бы нам не использовать теорию сна Фрейда? Это тоже возможно...

Если я правильно помню, "Супер Эго" - это не вся личность в целом. Это та часть психики, которая содержит в себе наши правила поведения, устои, понимание "правильного" и "неправильного". "Супер Эго" вызывает чувство вины. Если брать архетипы, то очень походит на родственный ему "Отец". Можно рассматривать и так, в принципе.

Для Фрейда эти образы (бессознательного) – ткань, скрывающая за собой (маскирующая) реальность (вместе с тем намекая на её очертания);  для Юнга они (архетипы) – и есть реальность. То, что Фрейд стремится сорвать и отбросить, по Юнгу необходимо раскрыть в себе, придя к гармонии.

Безличным у Фрейда Ид и Суперэго соответствуют у Юнга "ветхий человек" Тень (Schatten, Ombra) и Маска (Persona), тогда, например, "встреча с собственной тенью" – необходимый момент индивидуации.
Отправленный на: 26 Декабря 2008, 10:12:35
Никто не спорит.
(ну а я, между прочим, не уверен, хотя тоже не спорю)

 – тогда архетипы "причём" вообще везде, а в ЭП (где паранойя, сны, мифология – чуть ли не три кита, – особенно)


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: Crous от 26 Декабря 2008, 21:32:12

ну а я, между прочим, не уверен, хотя тоже не спорю

А в чём тут иметь уверенность или не иметь её?

Ты говоришь, что теория архетипов важна. Я говорю - да, важна.
Ты говоришь - и для этого аниме. Ну, и для этого аниме, поскольку является изначально заложенной в любом сюжете.

Дальше что?
Разговор об этой теории в рамках именно этой вещи основан только на вопросе из серии "Викторина": какого короля почитал Юнг?
Всё...


Название: Re: Ergo Proxy и теория архетипов
Отправлено: aru от 26 Декабря 2008, 22:09:22
Рил - Анима.

«Мать» - я не смог обнаружить персонаж, который бы являлся персонификацией данного архетипа.

Anima у Юнга – часть психики, связующая Ego и бессознательное. Anima присходит из инфантильно сексуального imago (внутреннего образа), в котором сливаются мать, женщина и душа.

Тогда, если Анима – Рил, то имаго (м. б.) – Дороти.
Отправленный на: 26 Декабря 2008, 10:34:03
А в чём тут иметь уверенность или не иметь её?
я ещё не додумал...

Ты говоришь, что теория архетипов важна. Я говорю - да, важна.
Ты говоришь - и для этого аниме. Ну, и для этого аниме, поскольку является изначально заложенной в любом сюжете.
для меня это важно для понимания когито. Я с детства любил только сказки, мифы, позже и фантастику, теперь оказывается, я – параноик с рождения. :(

Если миф содержательно – безумие, то что есть инфицирование когито: "освобождение от" или "гармония с"

Разговор об этой теории в рамках именно этой вещи основан только на вопросе из серии "Викторина": какого короля почитал Юнг?
забыл... нет, припоминаю (пока набивал)
Отправленный на: 26 Декабря 2008, 10:48:40
Эрго Прокси - некое окончательное "проксическое" состояние Винсента.
Винсент последовательно "преодолевает" в себе сначала Ло ("доктора Джекила"), затем Прокси ("мистера Хайда"). Точнее, свергается их диктатура, но они остаются как часть Винса. Тогда Юнг а не Фрейд.